четверг, 3 мая 2012 г.

Иоанновский женский монастырь на Карповке в Санкт-Петербурге


В народе Свято-Иоанновский монастырь называют "Карповкой" или "монастырем дорогого батюшки Иоанна". И, всякий, кто приезжает в город на Неве, стремится попасть на Петроградскую сторону, на набережную небольшой речки Карповки.
В наше время монастырь находится в центре города, добраться до него можно от станции метро "Петроградская". А во времена св. пр. Иоанна Кронштадтского эта часть города только застраивалась, и сейчас именно здесь находятся самые характерные дома стиля "модерн". Сама архитектура монастыря на фоне "модерновых" построек выражает то противостояние мирского и церковного общество, которое особенно обострилось в начале ХХ столетия. Когда идешь по Каменноостровскому проспекту, разглядывая особняки и доходные дома с изощренными архитектурными украшениями, а потом выходишь на берег тихой речки Карповки и уже издалека видишь строгую византийскую базилику Иоанновского монастыря, - вспоминается бурная предреволюционная эпоха в жизни северной столицы. Вспоминается и пророчество отца Иоанна о созданном им монастыре: "Просветится место это, просветится и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного - многоизвестным".

Тема противостояния роскоши богатых и убожества бедных была болезненной и в те времена и сейчас.

Архитектурный проект монастыря принадлежал Н. Н. Никонову, чертежи были сделаны уже 1899 году, а в мае 1900 года отец Иоанн благословил начать работы. Делопроизводителем при строительстве стала духовная дочь отца Иоанна - послушница Анна Семеновна Сергеева - будущая игуменья Ангелина. Уже в ходе строительства стало ясно, что грандиозная постройка должна стать не просто подворьем далекого Сурского монастыря, а самостоятельной обителью. 9 декабря 1902 года митрополит Антоний поддержал прошение отца Иоанна и обратился в Синод, предлагая назвать новый монастырь в честь прп. Иоанна Рыльского - небесного покровителя отца Иоанна. Просьба была удовлетворена. И уже 17 декабря был освящен главный престол соборного храма во имя Святых 12 апостолов. В 1903 году были освящены два придела большого двухсветного храма. Правый - во имя Казанской иконы Божьей Матери, левый - во имя прп. Андрея Критского и прп. Марии Египетской. Убранство собора было строгим и роскошным одновременно: иконостасы были дубовые, резные, престолы и жертвенники выполнены из белого мрамора, на восточной стене алтаря в окнах помещались многоцветные витражи. На аналоях в серебряных позолоченных киотах пребывали частицы мощей Святых угодников. Сейчас эта обстановка почти полностью восстановлена.
В храме были собраны иконы и кресты, пожертвованные св. пр. Иоанну, и его личные пожертвования обители. Среди них самыми ценными были - серебряный ковчег с мощами прп. Сергия Радонежского и прп. Александра Свирского.

В наше время к этим святыням прибавился киот с дарами со Святой Земли - первой настоятельницей Свято-Иоанновской обители в начале ее восстановления была игумения Георгия, нынешняя настоятельница монастыря в Горнем.

В этот киот вставлены частички Мамврийского дуба, камешки с горы Фавор и Голгофы, частица животворящего Креста Господня, святой елей и вода реки Иордан в сосудах, а также свечи, опаленные благодатным огнем у Гроба Господня.

Среди "новых святынь" обители особо нужно отметить икону св. пр. Иоанна с вложенной в ее киот епитрахилью великого совершителя Таинств, а также чудесным образом обновившуюся икону Покрова Божьей Матери. Икона эта была пожертвована монастырю храмом святителя Николая на Большеохтинском кладбище. Вернее, она была выбрана настоятельницей игуменьей Софией - к изумлению служителей сего храма, потому что икона была такая темная, что на ней с трудом удавалось различить фигуру Божьей Матери, держащей омофор.
В монастыре икону поместили в алтаре храма 12 апостолов. Вскоре после Пасхи 1992 года сестры стали замечать, что лик Пречистой Девы светлеет, а потом икона стала постепенно обновляться - сверху вниз. К празднику Святой Троицы почти все изображение обновилось и из грязно-серого стало небесно-голубым. Было получено благословение перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь акафист Покрову (что и сейчас совершается каждую пятницу после вечернего богослужения).
Мы с вами побывали в главном храме обители. С него мы начали рассказ, как исторически первом по значимости. А теперь будем спускаться вниз. После первого лестничного марша нас встречает широкая площадка, от нее ведут две двери, направо и налево. Сюда паломники могут попасть только по особому приглашению - это покои настоятельницы монастыря и исторические покои св. пр. Иоанна Кронштадского, где ныне располагают покои Святейшего Патриарха - ведь монастырь на Карповке ставропигиальный. Сохранилось историческое описание этих покоев, благодаря которому их удалось воссоздать: "В среднем этаже под алтарями помещаются покои о. Иоанна: его моленная комната с угольником, полным икон, с иконами рядом на стенах и с постелью для отдохновения; над постелью Казанская икона Божьей Матери и икона Святителя Николая, искусно вышитая шерстями. Рядом с моленной кабинет с письменным столом; в углу большая икона Спасителя, призывающего всех труждающихся и обремененных; на стене в рамке телеграмма Государя Императора, приглашающая о. Иоанна на крещение Наследника Цесаревича Алексея Николаевича? В этих комнатах о. Иоанн останавливался во время постоянных приездов в столицу. Рядом находился большой зал, украшенный иконами, священными картинами и портретами членов императорской семьи. В этом зале батюшка принимал гостей после богослужений".

Вот мы стоим на площадке первого этажа монастырского здания - и направляем наш путь в маленький храм - первый по времени возведения при жизни св. пр. Иоанна и восстановления уже в наше время - прп. Иоанна Рыльского.

Слева от этого храма располагается лестница, ведущая в усыпальницу.

Маленький храм, где ныне покоятся мощи св. пр. Иоанна, был создан еще при его жизни и освящен по его желанию в честь небесных покровителей его родителей - св. пророка Ильи и св. царицы Феодоры. Обратимся к историческому описанию: "Здесь в подземелье под могучими сводами, поддерживающими все колоссальное здание, построен чудный по красоте храм. Все стены, столбы, колонны и потолки покрыты полированными плитами белого мрамора или сделаны под мрамор. ?Иконостас весь высечен из белого мрамора, с чудной отделкой, выдержанной в русско-византийском стиле?
В настоящее время вся эта обстановка воссоздана, только еще по стенам висят замечательные большие фотографические портреты батюшки. На гробницу положена икона св. пр. Иоанна. А в левой стороне храма создан "мемориал" игуменьи Ангелины. В 2000 году мощи матушки были перенесены с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры в ее родную обитель. Рядом с ее мраморной гробницей в витринах разложены нетленные части облачения, обретенные при поднятии мощей. С первого же дня после погребения батюшки к его гробнице началось массовое паломничество.

17 декабря 1902 года был освящен главный престол соборного храма во имя Святых Двенадцати Апостолов. В 1903 году были освящены два придела большого двухсветного храма. Правый (южный) - во имя Казанской иконы Божьей Матери, левый (северный) - во имя прп. Андрея Критского и прп. Марии Египетской. Храм украшали три резных дубовых иконостаса с образами выполненными иконописцем Ф.К. Платоновым и художником М.В. Нестеровым. Всю полукруглую стену за алтарем занимали два яруса художественных цветных витражей - образов, среди которых выделялись образа Иисуса Христа, Божией Матери и Святого Иоанна Предтечи. Помещение собора рассчитано на 1000 прихожан. Собор находится на третьем этаже монастырского здания.

В дальнейшем (1903-1908) в комплекс вошли пятиэтажный жилой дом, лазарет, приют и странноприимный дом, иконописная мастерская и хозяйственные постройки. Все строения решены Н.Н. Никоновым единым "блоком", не поддающимся расчленению. При монастыре имелось небольшое кладбище, созданное в годы Первой мировой войны. Осенью 1915 г. в монастырском саду была выстроена небольшая каменная часовня, в которой 24 Октября 1915 г. были погребены тела князей А.А. Щербатова (сконч. 5 Апреля) и Г.С. Васильчикова (погиб 7 Июля). Вскоре радом с часовней были погребены тела князя А.К. Горчакова и губернатора Санкт-Петербурга графа А.В. Адлерберга. Большинство захоронений в монастырском саду были уничтожены в 1960-е годы, в связи с прокладкой канализации. Сохранившаяся часовня была отреставрирована в 1990-е годы.

В 1911 году была освящена каменная часовня во имя прп. Серафима Саровского, расположенная в ограде монастыря, на углу наб. Карповки и Иоанновского пер., построенная по проекту Никонова Н.Н. В советское время часовня уничтожена.

В 1919 обитель обращена в трудовую коммуну, в 1923 году - ликвидирована (сестры жили в ней еще три года). Спустя три года, в 1926 году был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна Кронштадтского, а гробница забетонирована. Почти все монахини были в начале 30-х годов арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан. Здание монастыря было передано мелиоративному техникуму и приспособлены под жилье.

В 1989 собор передан подворью Пюхтицкого женского монастыря. После реставрации в 1991 освящен и наименован ставропигиальным Свято-Иоанновским монастырём. К 1999 ему возвращен весь комплекс зданий.

Послушаний, которые несут насельницы в монастыре, очень много. Все они традиционны для общежительного монастыря: казначея, благочинная, ризничная, алтарница, канцелярия, трапезницы, кухонные, уставщица, регент, канонарх, певчие, церковницы, чтецы, звонари и так далее. Круг работ обширен. Благодаря непрестанному труду насельниц в монастыре поддерживается благолепие и стройность во всем. Невозможно не обратить внимания на строгий порядок и необыкновенную чистоту, присущую обители. В монастыре возрождается золотошвейное искусство. В рукодельной мастерской изготовляются митры, плащаницы, пелены и другие предметы церковного обихода. В переплетной мастерской идет реставрация церковных книг. Укрепляются иконописные традиции. Вся монастырская одежда изготовляется руками насельниц. Большое внимание уделяется церковному пению. Просфоры выпекаются в монастырской просфорне. Формируется библиотека. Гостиница для священнослужителей также обслуживается сестрами. Со всех концов нашей страны и из-за границы присылаются в монастырь послания с просьбами молитв и совета — на все письма необходимо ответить. Цветущий сад в ограде обители также является местом постоянных трудов насельниц. Осенью сестры собирают грибы и ягоды. На подворье монастыря есть свое молочное хозяйство, ведутся сельскохозяйственные работы — обрабатываются поля и огороды.
Есть и другой крест, который у каждого из нас есть, крест, который слагается из трудностей жизни, из болезней своих или близких, из непонимания в семье теми людьми, с которыми мы идем вместе одной дорогой жизни. Потеря родных и близких, трудности материальные, отсутствие здоровья... Из трудностей и скорбей человека складывается крест, который каждому из нас нужно взять на себя в следовании за Господом. И об этом нам напоминает Крестопоклонная неделя и сегодняшнее евангельское чтение, когда Господь говорит: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, следуй за Мною" (Мк. 8, 34). Крест дается по силам человека: нет креста выше сил. И когда бывает тяжело нам в несении нашего малого креста, надо оглянуться кругом, — оглянуться на людей, с которыми мы вместе живем, и мы увидим, что они несут гораздо более тяжкий крест и несут его с честью. Это должно дать нам силы нести наш собственный крест.
Родина святого Иоанна затерялась среди дремучих лесов и болот Архангельской губернии. Лишь по широкой реке Пинеге можно добраться до этого глухого места. На берегу ее в 50-ти верстах от старинного Веркольского монастыря расположилось маленькое село Сура. Здесь 19 октября (1 ноября по ст. стилю) 1829 г. в семье дьячка Ильи Сергиева и его жены Феодоры родился мальчик.

Родина Иоанна Кронштадского прославилась еще тем, что в тех местах с 17 века наблюдаются массовые эпидемии необычного психического заболевания - заражение определённого вида бесами сразу многих людей, своеобразная психоэнергетическая инфекция, быстро распространяющаяся среди местных жителей. И самая известная из них случилась в семидесятых годах (20-го века) в посёлке Сура Архангельской области. Она получила название «икотка». Люди (в основном, женщины) периодически становились безумными, невменяемыми, начинали трястись, хохотать или кричать; и у некоторых это проявлялось всю их жизнь. Причём эта болезнь сравнительно легко передавалась от одного человека другому, от одного дома к соседнему. Это активное действие сразу множества бесов, связанное со спецификой их территориального (природного) существования…







Комментариев нет:

Отправить комментарий